Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Ар-нуво, югендстиль, тиффани, модерн и другие синонимы

У стиля, речь о котором пойдет ниже, масса различных названий. В каждой стране ему давали свое имя: в России — «модерн», в Германии, Швеции, Финляндии — «югендстиль», в Австрии — «сецессион», во Франции, Бельгии, Голландии, Англии, США — «ар нуво», в Италии — «либерти». Однако черты лица этого стиля везде оставались неизменными.

 

Стиль конца века


По мнению искусствоведов, модерн можно назвать одним из самых интересных и многообразных творческих направлений недавнего времени, пожалуй, впервые коснувшимся практически всех направлений искусства,– архитектуры и живописи, музыки и прикладного искусства, скульптуры и балета, книжной иллюстрации и плаката, интерьера и литературы, мебели и промышленного дизайна.

«Возникнув в конце XIX-го века и просуществовав вплоть до Первой мировой войны, ар-нуво отразил исторические реалии того времени, которые заключались в том, что человечество в своем промышленном, политическом и духовном движении подошло к неминуемым радикальным переменам. Недаром модерн называют еще «стилем конца века», - отмечает Александр Рудаков, главный архитектор «Альфа-А Студио». - Югендстилю (немецкий вариант названия) в архитектуре и интерьере предшествовала эклектика, или романтический стиль, замешанный на барокко, рококо и ампире, на классической, готической, ренессансной и национальной архитектуре. Эти «исторические стили» проявили себя как очередной виток циклического повторения обновляемых канонов прежних лет».

Предпосылкой возникновения модерна послужил набирающий в то время обороты научно-технический прогресс, позволивший пересмотреть классические каноны искусства и внести в него совершенно новые и смелые идеи. «Для модерна характерен отказ от строгой геометрии, прямых линий и углов, свойственных классицизму в пользу нестандартных ассиметричных форм, более естественных кривых и изогнутых линий. Во времена зарождения стиля появляется стремление создавать красивые, но в то же время функциональные вещи вместо «классических» излишеств и роскоши. Вот, что отличает модерн от классического стиля. Главный девиз архитекторов того времени звучал так: «ни один дом не должен быть похож на какой-либо другой», - рассказывает главный дизайнер ООО «Бене Киев» Павел Меньшиков.

Модерн пропагандирует культ красоты природы, что отразилось в максимальном использовании природных мотивов, естественных и плавных линий во всевозможных элементах – лепнине, кованых изделиях, мебели из натурального дерева, узорах текстиля, орнаменте пола, рисунке витражей, посуде, фурнитуре и так далее.

 

100 лет спустя

Абсолютно очевидно, что, зародившись более века назад, модерн давно перестал быть «современным стилем», а по причине дороговизны исполнения, модным его тоже сейчас не назовешь. К тому же, для того, чтобы модерн смотрелся по-настоящему оправданным, а модерновый интерьер выглядел органично и не вызывал недоумения, необходимо создать соответствующую этому стилю архитектурную среду, что, зачастую, совершенно невозможно сделать. Так, например, по словам Павла Меньшикова, в модерновой архитектуре очень важную роль играют оконные своды. Поэтому для стандартных жилых домов квартирного типа требуется корректировка их формы, что влечет за собой изменение фасада и является трудновыполнимой задачей. Единственно правильное решение в этом случае – стилизация. А вот что касается коммерческой недвижимости, в частности современных БЦ, то для них вообще характерны сплошные стеклянные фасады, и, понятное дело, что интерьер в стиле модерн в этом случае остается лишь мечтой. Когда же модерн уместен?

«Сегодня этот стиль может быть востребован в случаях необходимости вписать новый объект в существующую архитектурно-историческую среду, что повлечет за собой и выбор этого стиля для интерьера. В таких случаях целесообразнее использовать основные элементы стиля, сочетая его с более современными приемами, что позволит лучше решить функциональные вопросы, применить новые планировочные и более подходящие сегодняшнему дню объемные решения», - утверждает Александр Рудаков.

Воплощение модерна в интерьере – удовольствие не из дешевых, поскольку декоративность данного стиля предполагает использование большого объема ручной работы – деревянная отделка стен, стеклянные витражи с рисунком, паркет с орнаментом, кованые элементы – все это в разы увеличивает стоимость проекта. «Именно по этой причине наиболее часто модерн можно встретить в жилых помещениях. Чуть реже он встречается в ресторанах и гостиницах. В силу своей дороговизны его практически не увидишь в офисных интерьерах, а когда говорят, что офис выполнен в стиле модерн, обычно имеют в виду современный стиль (контемпорари)», - отмечает Павел Меньшиков.

Что же касается вопроса о том, в соседстве с какими стилями модерн смотрится наиболее органично, Александр Рудаков высказался следующим образом: «Сецессион лучше всего может сочетаться с тем стилем, который ему предшествовал, – с эклектикой. А со стилями, пришедшими ему на смену, функционализмом конструктивизмом и ретроспективизмом, вновь использовавшим наследие былых веков, попробовать сочетать модерн органически, скорее всего, не получится. Дело здесь в антагонистических идеологиях этих стилей. Так, функционализм переместил форму на второй план, отдав предпочтение чистой функции, что породило безликую серую архитектуру. Конструктивизм, как пролетарское искусство в архитектуре, тоже оказался очень далеким от «барского», преимущественно, модерна. Ретроспетивизм, или неоклассицизм, цитировал, творчески перерабатывая, архитектуру от эпохи Возрождения до ампира и тоже далек от модерна».

Юлиан Чаплинский, директор, главный архитектор CHAPLINSKYY & Associates, в свою очередь отмечает: «Модерн – стиль ювелирного, малого масштаба, основанный на классических пропорциях. Думаю, на уровне мелких элементов: дверных ручек, фурнитуры, эксклюзивной мебели, орнаментов на обоях, светильников, посуды, декора и т.д. он может запросто сочетаться с классикой, с хайтеком. Сецессия – очень разносторонний стиль. В Украине он даже перерос в украинский архитектурный модерн Ивана Левинского на Западе и Василия Кричевского - на Востоке. В Польше на его основе появился народный «закопанский» стиль. Макинтош в Британии превратил его в национальный английский модерн, развивая викторианскую классику. Поскольку модерн – стиль ручной и художественной работы, думаю, что объединять его следует собственно с народными стилями и выводить их в городскую среду по-модерновому роскошными проектами, а не «рогами и желудями», как у нас любят строить рестораны-хуторки в городах Украины на каждом шагу».

Говоря же собственно об интерьерных деталях и решениях, унаследованных у модерна, Павел Меньшиков отметил, что в последние несколько лет растительная тематика пользуется особой популярностью в дизайне. Например, обои, шторы и портьеры флористических мотивов, мебель и люстры с элементами ковки, плавных линий и плетеных узоров, оконные витражи из стекла с живописным рисунком. Все эти элементы стиля можно гармонично вписать в современный интерьер. «Помимо интереса к растительным мотивам, природные формы также прослеживаются в современных интерьерах: обилие криволинейных очертаний, неровных контуров и изгибов», - заключил Павел Меньшиков.

Несомненно и вполне очевидно, что идеальными условиями для создания интерьера в стиле модерн можно назвать особняки второй половины XlX – начала XX века, выдержанные в этом же стиле. А вот если рассматривать современную архитектуру, то, по мнению Павла Меньшикова, лишь загородные дома позволяют максимально приблизиться к этой цели за счет неограниченных свобод в планировке и индивидуальности дизайн-проекта. Полностью согласен с ним и Юлиан Чаплинский: «Думаю, что модерн в эксклюзиве возможен только в частных коттеджах, спроектированных в стиле комплексно от фундамента до дверной ручки. Однако во времена нынешнего финансового кризиса такие примеры могут вызывать только ассоциацию пира во время чумы, поскольку качественный модерн (а не примитивные заигрывания на тему) стиль очень дорогой». По его словам, в проектировании модерновых интерьеров недопустимым является нарушение пропорций стилевых направлений. «Так, если речь идет о подражании Отто Вагнеру, то придерживаться необходимо одних пропорций, если же создается интерьер в неоанглийском модерне, то здесь лучше обращаться к Чарльзу Макинтошу и его пропорциям. В русском модерне также есть свои особенности и пропорции... Дурным тоном и кощунством в этом отношении я считаю смешение Альфонса Мухи с Густавом Климтом», - комментирует Юлиан Чаплинский.

Как утверждает Александр Рудаков, для интерьера в стиле модерн достаточно собственных изобразительных приемов, поэтому можно не искать объединения их с чужеродными из другой стилевой структуры. Такая позиция вполне предполагает создание достаточно гармоничного интерьера. Но подобный подход может быть не очень интересным, а результат – скучным. Поэтому авторская идея в выборе концепции, здесь, как и в любом другом стиле, достаточно важна. Модерн достаточно многообразен и присутствует в интерьерах, в объемной архитектуре и в наши дни. Наиболее к месту он может быть применен в жилье, использован в качестве существующего антуража для организации и общественных пространств. 

Юлиан Чаплинский, директор, главный архитектор CHAPLINSKYY & Associates: - Мне приходилось видеть модерновые интерьеры только в кафе и ресторанах и, скажу честно, это далеко не лучшие примеры использования этого стиля. Преимущественно все увиденные мною современные интерпретации в этом стиле были декорированы плакатами женщин Альфонса Мухи в сочетании с абсолютно неуклюжими цветочными витражами и вульгарными гипсокартонными выкрутасами. Причем в Вене, на родине Сецессии, ни одного современного коммерческого пространства, декорированного в этом стиле, я не встречал. 

Я считаю, что собственно модерн в коммерческих пространствах в принципе не нужен, поскольку он является стилем рукотворным, а соответственно очень дорогим. Такие интерьеры могут позволить себе только предприятия, в интерьерах которых зарабатываются большие деньги: казино, рестораны, может, отели, но ни в коем случае не офисы. Я никогда не делал модерновые интерьеры и не видел, чтобы кто-то из моих коллег этим занимался. Думаю, что пора оставить модерн в прошлом столетии и развивать новый взгляд на этот стиль, используя основные его философские постулаты. А именно использование рукотворного дизайна, а не промышленного, сочетание декоративного и прикладного искусства разных направлений, таких как металл, стекло, керамика, текстиль. Орнаментика модерна в мире превратилась в орнаментику Арт Деко. Так почему бы не найти новую орнаментику XXI века?

 

Дмитрий Сикорский, руководитель дизайн-студии Дмитрия Сикорского

Модерн - весьма популярный стиль для оформления коммерческих пространств. Дизайнеры довольно часто используют модерн с различной степенью аутентичности. Возникший в конце XIX века, уже на заре своего существования этот стиль, применялся для оформления различных коммерческих объектов. Причем дизайнерами были разработаны не только различные национальные направления модерна, но также и ценовые: был как роскошный, так и демократичный вариант этого стиля.

Что же касается актуальности модерна сегодня, то на этот стиль периодически наступает мода. Сейчас, пожалуй, наблюдается период ее спада. В принципе, это и не удивительно, поскольку с одной стороны модерном уже не сильно удивишь избалованную современную публику, а с другой - интерьеры в стиле модерн могут быть весьма затратными даже в демократичном своем варианте.

 

Павел Меньшиков, главный дизайнер ООО «Бене Киев»: - Несмотря на то, что рассвет данного направления пришелся на вторую половину XlX – начало XX века, модерн и по сей день на слуху при обустройстве жилых и общественных помещений, но, как правило, сейчас этот стиль трактуется неверно. Дословный перевод названия стиля модерн (от фран. moderne – совеременный) воспринимается буквально и подменяется понятием «современный стиль» (контемпорари), которые совершенно не имеют ничего общего.

Кстати

По словам Александра Рудакова, тавтологическое понятие «современный модерн» может быть определено как прямое копирование приемов этого стиля во вновь строящихся или реконструируемых зданиях, в оформлении внутренних пространств. Эти приёмы известны: отказ от ордерной архитектуры (Дом с химерами – одно из неполных исключений), активное внедрение плавных линий в противовес геометрии прямых, более тесный синтез всех составляющих, организующих пространство обитания,– архитектуры, интерьера, скульптуры и живописи, предметов обихода и ювелирных изделий.

Справка

Модерн – направление в искусстве, достигшее наибольшей популярности во второй половине XlX – начале XX века. Стиль именовался в различных странах по-разному: ар-нуво («новое искусство») – во Франции, сецессион – в Австрии, югенд-стиль («молодой стиль») – в Германии, либерти – в Италии, тиффани – в США. Визитная карточка стиля модерн - вышивка Германа Обриста «Альпийские фиалки» или «Удар бича».

Категория: Мои статьи | Добавил: рудик (07.11.2012)
Просмотров: 1632 | Теги: ресторан, дизайн квартиры, Стиль Модерн, Офис, дизайн интерьера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [17]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •             статистика Яндекс.Метрика