Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Классика, живущая вечно

Гармоничность, лаконичность, симметричность, пропорциональность…. Для определения принципов классического стиля у дизайнеров найдется еще с десяток-другой терминов, однако перечислять их через запятую нет смысла - попробуем разобраться в классике детально.

Рецепт стиля

Прежде чем сформулировать основные принципы классического стиля дизайнеры настаивают на четком разграничении понятия «классики» как отдельного независимого течения, возникшего как возврат к античным традициям в ХVII– начале XIX столетий и получившего название Классицизм, и «классики» как совокупности различных устоявшихся до начала XX века направлений, к которым можно отнести в том числе и классицизм, а также барокко, ампир и т.д. Классицизм в переводе с латинского означает «образцовый». Главный дизайнер ООО «Бене Киев» Павел Меньшиков отмечает, что отличительными его чертами, как для коммерческих, так и некоммерческих пространств традиционно считаются симметрия, простота и монументальность. «Классицизму свойственны правильные и простые геометрические формы, строгое соблюдение принципов пропорциональности и гармоничности, четкие линии, уравновешенность и логичность композиции, что позволяет создать ощущение спокойствия, уверенности и вкуса, а также респектабельности и сдержанного достоинства», - продолжает специалист.

 Классика - стиль никогда не теряющий актуальности, непреходящий, служащий неким островком стабильности в океане быстротечной моды. Если же рассматривать его в контексте архитектуры, то это, прежде всего, дань античным формам и эталонам красоты и гармонии, на которых и по сей день продолжают основываться стили и направления в искусстве. «Основами классицизма являются использование принципов античной архитектуры, строгое соблюдение пропорциональности и гармонии, естественность форм, сдержанность и прямолинейность, симметрия и простота. Эти принципы остаются востребованными и актуальными всегда, невзирая на то, частный это интерьер или общественный. Сама же классика в интерьере, независимо от веяний моды, неизменно находит новых поклонников», - комментирует дизайнер компании Wisner Hager Ukraine Леся Морозюк. 

Специалисты единогласно утверждают, что классический стиль консервативен по определению. Искусство его применения часто состоит в знании канонов и достаточно скрупулезном следовании им. «Говоря об элементах, организующих интерьер, можно отметить, что мало что изменилось со времен Палладио и даже Витрувия, разве что сейчас натуральные материалы часто заменяются другими, имитирующими настоящие. Подбирается подходящий ордер и вписывается в интерьер, при этом нужно соблюсти пропорциональность и соразмерность в применяемых деталях и подобрать гармонично сочетаемые типы отделки, - комментирует Александр Рудаков, главный архитектор «Альфа-А СТУДИО». Что же касается меблировки, то здесь мы чаще всего уже имеем дело с английским классическим стилем. При этом у нас мало кто делит его, например, на викторианский или стиль короля Георга. Хотя для английского глаза отличия есть, и весьма существенные».

В коммерческих интерьерах классический стиль может проявляться при помощи использования деревянной отделки стен, узнаваемых форм мебели, многоуровневых потолочных конструкций. «Интерьеры общественных пространств в основу создания которых были положены классические принципы, характеризуются лаконичностью форм и линий, симметрией композиции, выбором отделочных материалов в пользу натурального камня, большого количества натурального дерева (как в отделке так и мебели). Освещение в большинстве случаев применяется комбинированное (закарнизная подсветка, как дополнительное освещение) и привычные для этого стиля подвесные светильники, выполненные, чаще всего, в тяжеловесных формах. Все элементы подобного интерьера должны говорить о надежности, стабильности и соблюдении традиций, тем коммерческим предприятием, которое располагается в данном помещении», - резюмирует Марина Черкашина, архитектор-дизайнер Fabrique de FORMe.

Классика сегодня

Несмотря на то, что принципы классического стиля сформировались уже достаточно давно, в наше время она по-прежнему популярна. В классическом стиле решаются не только помещения квартир и особняков, но и холлы, номера и залы приемов многозвездочных гостиниц, интерьеры офисов респектабельных фирм. Более того, интерьеры с элементами классических стилей, соблюдением исторических традиций в создании пространств, сейчас очень востребованы, и, по мнению дизайнеров, будут актуальны еще продолжительное время. По мнению Павла Меньшикова классика всегда остается актуальной и востребованной в любых сферах жизнедеятельности, будь то интерьер, одежда, автомобиль или прическа. Несмотря на постоянную смену модных течений и трендов, классика остается эталоном красоты и стиля. «Это объясняется, прежде всего, тем, что классический стиль в сознании большинства является синонимом успеха в делах, стабильности, процветания. Там, где классика, там предполагается атмосфера и практика верности традициям, забота о личной или деловой репутации, надежность и удобство», - комментирует Александр Рудаков.

«По моему мнению, интерьер каждого времени должен отражать эпоху, в которую он создается, он не может быть копией того, что уже когда-то было, если, конечно, не стоит такая четкая реставрационная задача. Если говорить о том, какого рода помещения тяготеют к данному стилю, то в первую очередь это банки, отели, казино, некоторые офисные помещения, деятельность которых связана с административной деятельностью, а также помещения другого рода, руководители которых чтят традиции и придерживаются консервативных взглядов при обустройстве пространства для работы», - отмечает Марина Черкашина. Классика – это олицетворение респектабельности и стабильности в интерьере, поэтому идеально подходит для обустройства офисов юридических, банковских, страховых организаций, нотариальных контор, салонов дорогих аксессуаров, компаний, которые делают ставку на стабильность, опыт и долголетие. Тем самым у клиента создается чувство доверия к компании. Как отмечает Павел Меньшиков, в классическом стиле зачастую оформляются кабинеты представителей высшего руководства, а также комнаты для ведения переговоров, залы приемных руководителей, чтобы произвести должное впечатление, соответствовать статусу и положению. Также не потерял свою популярность классический стиль в обустройстве интерьеров гостиниц, ресторанов и баров, казино. Однако для оформления интерьера в классическом стиле подойдет не любое помещение. Прежде всего, оно должно иметь правильную форму и высокие потолки. Это обязательные и минимальные условия для создания классического стиля в интерьере. Немаловажным также является факт сочетания экстерьера и интерьера. Достаточно нелепо будут смотреться деревянные панели на стенах, классическая мебель, колонны при входе через металлопластиковую дверь стеклянного небоскреба. Классический стиль отлично вписывается в здания советских и дореволюционных построек, позволяет создать целостный и завершенный образ.

Специалисты отмечают, что классическое оформление интерьера наиболее востребовано среди консервативных бизнесменов и людей старшего поколения. Классика призвана подчеркнуть крепкие традиции и устойчивость бизнеса, ведь классицизм – стиль, который прошел продолжительную проверку временем.

«Очень часто доводится слышать, что классика надоела, что она скучна и банальна, - говорит Леся Морозюк. - В то же время, классический стиль является наиболее распространенным. Он универсален за счет мягких пастельных тонов, неброского оформления, довольно-таки сдержанного декорирования, а главное, дорогих материалов. За счет этой общей нейтральности классику очень легко разбавить какими-то яркими элементами декора, и такой интерьер каждый раз будет смотреться по-новому. Предпочтение классическому стилю офиса вполне оправдано, ведь классика существует вне времени в отличие от других более агрессивных, модных стилей и направлений дизайна интерьера».

Классика +

В настоящее время встретить интерьер в чистом классическом стиле достаточно сложно. Главная тенденция – это смешение стилей и адаптация их к существующим условиям. Современному дизайну не чуждо сочетание разных стилей (эклектика, фьюжн). Это прием не новый и небесполезный, а зачастую – необходимый. «Архитектура и дизайн должны развиваться, как это и происходило во времена становления архаичных и более поздних стилей. Ампир, например, вышел из классицизма, даже из неоклассицизма Людовика XIVXVI. Нынешние приемы использования классицизма в сочетании с другими стилями часто построены на контрастном сочетании форм, материалов и законов двух или нескольких стилей. Иногда классические детали, как и элементы других стилей, подаются в гротескном или ироническом контексте», - комментирует Александр Рудаков. По его словам, синтез нескольких стилей целесообразно использовать, чтобы немного отойти от чопорности чистой классики и подчеркнуть более демократичный, современный дух в создаваемом интерьере или ради креативности в незавуалированном виде, то есть ради чистого искусства.

«В этом ключе было бы уместней говорить не о синтезе классики с другими стилями, а об ее осовременивании за счет новых достижений дизайна. Несложно убедиться, что современная классика в интерьере не является синонимом однообразности и банальности - она предстает в многочисленных формах и может выглядеть более актуально и оригинально, нежели тот же интерьер в стиле хай тек. Классицизм в интерьере может органично отражать национальный колорит общественного пространства, дополняться нестандартными современными материалами, но при этом сохранять «генеральную линию» стиля - стремление к гармонии формы и цвета», - отмечаетЛеся Морозюк. С этим мнением соглашается и Марина Черкашина: «Смешение стилей, перенос классических форм в создание современных коммерческих интерьеров, и есть, по моему мнению, единственно верным путем решения актуального общественного пространства. Стремительное развитие технологий диктует изменения специфики работы человека, влияет на организацию его жизнедеятельности во всех сферах. Мир не стоит на месте и стремление создать интерьер по всем канонам какого-то одного досконально изученного исторического классического стиля, может пойти вразрез технологичности и функциональности пространства. По этой причине грамотное совмещение классических композиционных приемов, технологических решений, функциональности, избирательность в выборе отделочных материалов поможет архитектору-дизайнеру нашего времени создать интерьер коммерческого пространства, соответствующий всем требованиям изысканного любителя классического наследия живущего здесь и сейчас».

По мнению экспертов с классическим стилем могут гармонично уживаться элементы современного дизайна (Contemporary) путем использования металла, стекла и других современных материалов. Единственное условие – они должны вписываться в окружающую обстановку, подчеркивая индивидуальность хозяина интерьера.

«Разные рабочие зоны – разные стили. Это возможно. При этом в дизайне должна прослеживаться единая линия, создающая целостный образ. Классический стиль нередко может соседствовать с таким течением, как советский конструктивизм, возникший как продолжение ар-деко и включающий в себя строгость геометрических форм, лишенных какой-либо вычурности и украшений. Иногда смешение стилей носит характер рискованных экспериментов, где стили намеренно сталкиваются и вызывают смешенные противоречивые эмоции, но при этом неожиданно становятся единым целым и создают гармонию единой идеи. Удачное радикальное смешение стилей – редкий случай, зачастую интерьеры напоминают больше винегрет, нежели неповторимый современный стиль», - утверждает Павел Меньшиков.

Продолжая размышлять на тему смешения стилей, Марина Черкашина отмечает, что вопрос дозирования лежит исключительно в поле ответственности каждого конкретного специалиста в области дизайна интерьера. «Мое мнение заключается в том, что если основные элементы интерьера решены в ключе классических решений в форме и материале, то насыщение пространства деталями, элементами мебели должно иметь ту же направленность и визуальную ценность. Не стоит перенасыщать интерьер коммерческого помещения большим количеством вычурных предметов. Куда изысканней будут смотреться, сочетающиеся с любыми классическими элементами, простые лаконичные формы, выполненные в благородных натуральных материалах», - продолжает специалист.

Четкого списка стилей, с которыми наиболее удачно сочетается классика, на данный момент нет и, по единому мнению дизайнеров, никогда и не будет, поскольку составить таковой просто не представляется возможным. В этом вопросе все зависит не от выбранных для синтеза стилей, а от профессионализма специалиста, решившегося миксовать. Так, по мнению Леси Морозюк, выросшие из классицизма, неоклассицизм, барокко, модерн, ампир, готика, колониальный стиль, способны внести дополнительные акценты в основной стиль и, тем самым, придать необходимый колорит тому или иному общественному интерьеру. Как отмечает Александр Рудаков, классика можетхорошосочетаться со стилями, наиболее ей контрастными, такими, например, как брутализм. Крупные детали классического стиля в виде объектов интерьера могут найти себе место и в хай теке, и в современном европейском стиле.

Чего делать не стоит

В финале разговора о классике стоит сказать несколько фраз о том, где же этот стиль будет неуместным или неоправданным. Так, по мнению ряда специалистов, выбор стиля дизайна интерьера коммерческого помещения необходимо делать, прежде всего, с учетом философии компании, размещающейся в данном пространстве, ее стратегии развития, а также специфики предлагаемых товаров и услуг. «По моему мнению, классика совершенно не уместна в компаниях, подверженных современным тенденциям, ориентированных на передовые технологии и работающих в индустрии моды. Если рассматривать актуальность классики в разрезе ценового сегмента то я бы не рекомендовал ее использовать в магазинах и офисах, ориентированных на бюджетный сегмент продуктов и услуг», - отмечает Павел Меньшиков. Классика в сублимированном виде не лучшее решение для креативных и рекламных агентств, компаний с агрессивной стратегией продвижения, FCMG компаний, молодых и активно развивающихся. Не подойдет она и для ночного клуба или паба на рабочей окраине. «Для классики не стоит применять новые материалы с активными фактурами. Например, сомнительно использовать зебрано для балясин перил, если только мы не делаем это нарочно, чтобы создать ироничный интерьер с элементами классики», - комментирует Александр Рудаков. По словам Марины Черкашиной, в коммерческом интерьере, исключая, возможно, гостиницы высокого класса, будет мало уместно большое количество золоченых поверхностей, литых деталей, нарочитых элементов мебели. Если речь идет о помещениях для работы, то интерьер должен создавать соответствующую атмосферу, которая тяготеет скорее к строгости и сдержанности. «Совершенно недопустимо для классики применять дешевые и некачественные предметы и материалы или, наоборот, допускать китч в оформлении общественного помещения, - отмечает Леся Морозюк. - Деловой стиль консервативен и не приемлет подобного подхода».

В целом, классика - очень гибкий стиль, который буквально несколькими штрихами или акцентами можно превратить из прозрачного и неброского в яркий и богатый. Но что стоит помнить всегда, так это то, что классика - это стиль добротный и недешевый. И если уж дизайнеры взялись за реализацию подобного интерьера, то стоит правильно рассчитать свои силы, потому что даже детали будут иметь решающее значение.

Опубликовано в журнале "Open Space"
Категория: Мои статьи | Добавил: рудик (07.11.2012)
Просмотров: 518 | Теги: ресторан, Офис, дизайн интерьера, классический стиль, классика, квартира | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [17]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •             статистика Яндекс.Метрика