Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Роскошь дворцового стиля (Open Space)

Роскошь дворцового стиля

Барокко – известный стиль, который невозможно не узнать или с чем-либо спутать. Это хорошо узнаваемый яркий тандем архитектуры, живописи и скульптуры. Зародившись в Италии XVI—XVII веков, этот стиль украшал дворцы и был очень распространен в интерьерах частных владений высших слоев общества. Мы же попытаемся разобраться в том, насколько этот стиль актуален сегодня и, главное, – где сейчас используется барочная эстетика.

«Жемчужина с пороком»

Примерно так переводят культурологи синтез слов perola barroca (итал.), лежащих в основе термина, определяющего стиль барокко. За свою размашистость и богатство его принято считать королевским, дворцовым стилем, отражением которого являются власть и роскошь. По словам главного дизайнера ООО «Бене Киев» Павла Меньшикова, к основным чертам барокко можно отнести торжественность, пышность, динамичность и пространственный размах. «Вместо строгой классической геометрии: кругов, квадратов, прямоугольников барокко изобилует сложными очертаниями спиралей, вместо гладких поверхностей – вогнутые и выпуклые, вместо прямых линий – кривые. Барокко свойственно обилие декора стен и потолков: витые колонны, пилястры и лепнина, фрески, роспись на потолках, скульптурные украшения, резьба. Также характерно широкое использование дорогих материалов и предметов интерьера: мрамор, ценные породы дерева, золото, серебро, медь, дорогие ковры, люстры и элементы мебели. Позолота в этом стиле встречается на всех деталях и материалах, которые только возможно позолотить», - говорит Павел Меньшиков.

По словам дизайнеров, в барочном интерьере в обязательном порядке должны присутствовать сложные кессонированные потолки, украшенные элементами декора с позолотой, богатые позолоченные люстры, предпочтительно хрустальные. Причем, как отмечает Александр Рудаков, главный архитектор «Альфа-А Студио», зачастую на потолках разворачиваются целые картины художественной росписи. Барочные стены декорируются развитым декором в виде карнизов, поясков и плинтусов вплоть до того, что происходит явное разделение плоскости стены по горизонтали. Кроме этого, интерьер может быть обогащен многочисленными выступами с накладными полуколоннами, иногда сдвоенными, замыкаемыми богато декорированными порталами и арками. Полы – обязательно сложный, так называемый «дворцовый» паркет. «Особое внимание в интерьере уделяется мебели. Она выглядит более чем роскошно, имеет изогнутые ножки, всегда по-царски декорирована сложной резьбой, на ней используется богатая обивка шелковой тканью или кожей. В качестве основного цвета стен часто принимается слегка приглушенный разбеленный как теплый, так и холодный колор, который хорошо сочетается с многочисленными белыми элементами декора. Богатые резные рамы зеркал и картин, вазы и скульптуры только улучшат любой интерьер, выполненный в стиле барокко», - утверждает Александр Рудаков.

Несмотря на вычурность форм и линий, характерных для барокко, основным атрибутом стиля в интерьере, равно, как и в экстерьере, является симметрия. Она присутствует везде, где это только возможно, закон симметрии здесь нарушается лишь изредка. Хотя практике известны и случаи нарочитого несоблюдения гармоний. Данный прием используется для достижения более зрелищного эмоционального эффекта. «Необычайная сложность форм делает этот стиль родным новому нелинейному стилю. Барокко свойственна скульптурность, пришедшая на смену барельефам предыдущих стилей. Необычайного внимания заслуживают великолепные барочные лестницы, которые дают безграничную свободу для современных интерпретаций», - отмечает Дмитрии Аранчий, руководитель DOTSTUDIO architects. По его словам современная теория дизайна всерьез исследует вопрос симметрии. На основе логических высказываний математической логики и философии выстраиваются цепочки объяснений этому явлению, причем одна из гипотез гласит, что симметрия – это ни что иное, как недостаток знания (когда придумывается только половина проекта, вторая же просто зеркально отображает ее). Пожалуй, это основное отличие барокко от нелинейного дизайна, стремящегося к полному знанию – логичной ассиметрии.

Запросы современности

В силу ряда своих особенностей, среди которых на первом месте значатся довольно жесткие требования к пространству и дороговизна исполнения, в стиле барокко сегодня выполняется мало проектов. По словам специалистов, барокко встречается преимущественно среди памятников архитектуры. Музеи, церкви, театры, дворцы, замки – вот основные места его обитания. «Он пригоден только для больших, масштабных зданий и помещений. Трудно представить себе пятикомнатную квартиру в хрущевке в стиле барокко. Для больших же квартир с высокими потолками и загородных домов этот стиль применяют и сейчас», - комментирует Александр Рудаков. Кроме того, как отмечает специалист, интерьер барокко более уместен для дома, также выполненного в этом стиле, а таких немного. При этом такие здания зачастую уже обладают барочным интерьером. Поэтому в таких случаях чаще с барокко приходится сталкиваться реставраторам.

Что же касается применения стиля при оформлении коммерческих пространств, то, по словам Павла Меньшикова, в настоящее время особой популярностью барокко пользуется при строительстве и обустройстве дорогих эксклюзивных гостиниц. Порой его можно встретить в ресторанах неподалеку от памятников архитектуры того времени. «В современном мире барокко дает возможность почувствовать себя особо важной персоной голубых кровей. Однако барокко в современной интерпретации - это лишь подобие классическому барокко, - это зачастую изрядно упрощенный и адаптированный к реалиям современной жизни вариант», - комментирует Павел Меньшиков. Продолжая мысль коллеги по цеху, Дмитрий Арначий отмечает, что Барокко в классическом понимании, как и другие стили ушедших лет не полностью удовлетворяет запросам современности в своей прямой интерпретации. По Его мнению, если рассмотреть барокко более широко, то можно провести аналогию с новым стилем дигитализмом (нелинейным дизайном). «Ведь совершенно новый, набирающий обороты стиль нелинейных форм есть ни что иное, как новое барокко, более адаптированное к актуальным потребностям функции и тектоники в силу сложности своей геометрии и, можно даже сказать, вычурности общих масс и отдельно рассматриваемых деталей, - утверждает дизайнер. – Известны, однако, и случаи использования чистого стиля без каких-либо инноваций (за исключением, пожалуй, стройматериалов). Если заказчик категоричен в своих пожеланиях, то это вполне можно реализовать. Жилые интерьеры Виктора Ющенко, к примеру, относящиеся к украинскому барокко, коммерческими пространствами не назовешь, но их суть – использование канонов старого стиля без изменений и свежей выдумки – так сказать полное погружение в исторический контекст». Бытует также и мнение о том, что в нашей стране архаический стиль часто востребован ввиду незнания заказчиками достижений современного интерьера. «Впрочем ситуация меняется в нужную сторону, поскольку клиенты все более интегрируются в мировой культурный опыт посредствам туризма и бизнес-поездок. Вступает в силу новое барокко, по-настоящему использующее возможности современных материалов», - заключает Дмитрий Аранчий.

Где это уместно?

Безусловно, барочные интерьеры в классическом исполнении выглядят наиболее оправданными в сочетании с архитектурой этого же стиля. Идеальный вариант, по мнению дизайнеров, - старые здания, имеющие полное или частичное отношение к барокко. «Весьма органично смотрятся магазины и офисы в старых барочных зданиях исполненные в том же духе, но в симбиозе с современными практичными направлениями, будь то минимализм или упомянутый выше стиль нелинейного дизайна. В этом случае остаются атрибуты родного стиля в виде оформления проемов, лестниц, колонн или декора, добавляется же остальная консистенция с учетом эргономики, функции и других требований, в числе которых можно особо выделить сомасштабность нового старому и соподчиненность в виде органически связанной геометрии линий, поверхностей и объемов», - делится мнением Дмитрий Аранчий. Если дизайнер работает в свободном стиле, то вполне допустимо использовать элементы и приемы барокко или любого другого стиля. «Самое главное – делать это тактично, стилизованно или ассоциировано. Здесь уже все зависит от вкуса и умения дизайнера. В качестве наглядного примера вышесказанного можно привести сочетание архитектуры на площади Каррузель в Париже. Там, перед Лувром, сочетающим в себе и классицизм Возрождения, и маньеризм и барокко, находится «малая» триумфальная арка, выполненная в стиле ампир. Рядом в 1989 году появилась стеклянная пирамида, служащая теперь входом в Лувр и ставшая новым узнаваемым символом Парижа. Такого рода сочетания сейчас стали все чаще реализовываться как в архитектуре, так и в интерьере. И если можно сказать, что в консервативном смысле барокко проще сочетается с «сопредельными» по времени стилями, такими как классика, маньеризм, рококо и ампир, то также можно утверждать, что пришедший на смену открытой для разных стилей эклектике современный фьюжн показывает, что можно сочетать и ранее несочетаемое», - говорит Александр Рудаков.

Одно из мнений гласит, что самое главное правило в современном дизайне – это отсутствие всяких правил. Все строится исключительно на вкусе и профессиональном чутье. Одни дизайнеры в этом вопросе придерживаются стороны чистоты стиля, другие, в стремлении создать что-то принципиально новое, а иногда и эпатажное, используют очень неожиданные миксы... «При большом желании можно удачно смешивать что угодно с чем угодно. Например, я вижу отличное сочетание барокко с дигитализмом или так называемым параметрическим проектированием, когда входящими параметрами, влияющими на конечный результат нового подхода является геометрия старого барокко, дающая возможность вследствие применения разнообразных компьютерных алгоритмов получить новые формы, ранее не виданные, но интуитивно связанные с породившим их источником», - утверждает Дмитрий Аранчий.

По словам специалистов, использование барокко также уместно, когда целью проектировщиков является вызов - некий китч, где уместность стиля граничит с неуместностью и, балансируя на этом тонком лезвии, задевает умы посетителей или регулярно находящихся в интерьере людей попросту смелостью применения. В истории архитектуры и интерьерного дизайна есть множество известных и удачных применений классики (в том числе и барокко) в сочетании с авангардными течениями постмодерна (Роберт Вентури), деконструктивизма (Фрэнк Гери) и другими. «Иногда удачным применением барокко служит одна единственная, но очень заметная деталь в интерьере, к примеру, роскошная хрустальная люстра в авангардно исполненном бутике или витиеватый золотой унитаз в туалете дигитального офиса», - комментирует Дмитрий Аранчий.

Ограничения по использованию

Дизайнеры называют несколько вариантов, когда барокко использовать нежелательно или даже неуместно. Итак, по словам Павла Меньшикова, во-первых, массивные формы барокко невозможно вписать в небольшие пространства, поэтому в тесном офисе и варианте с небольшой квартирой этот стиль лучше оставить в покое; во-вторых, поскольку барокко органически связан с архитектурой, то его очень трудно воплотить в современном доме, если это не средневековый замок или дворец; и в-третьих, нужно помнить, что дорогие материалы и ручная работа в разы увеличивают стоимость проекта, а барокко изобилует использованием таких приемов, ведь ни один угол дома в этом стиле не может быть оставлен без декора.

«Стиль барокко, скорее всего, будет неуместен в современных зданиях, где лучше его использовать мелкими китчевыми вставками. Однозначно не стоит внедрять барокко во всех мелочах, например, офисным менеджерам лучше обойтись без барочных стульев-крутилок, а в магазине одежды достаточно будет колонн с люстрой и барочной лепниной», - отмечает Дмитрий Аранчий.

Интерьер в стиле барокко может быть уместен для театра, филармонии, зала торжественных приемов, церквей, даже вновь построенных, больших загородных домов, ресторанов и гостиниц высокого класса, для размещения высших учреждений государственной власти. «При разработке и воплощении коммерческого интерьера в стиле барокко, на мой взгляд, важно верно определить масштаб и соотношение элементов, постараться соблюсти чувство меры, поскольку сам стиль уже предполагает насыщение интерьера большим количеством декоративных элементов. Кроме этого, внимания требует обеспечение гармоничного сосуществования этого стиля с инженерной начинкой любого современного здания», - утверждает Александр Рудаков.

Напоследок стоит отметить, что сегодня интерьер в стиле барокко – это роскошь, требующая много пространства, соответствующей архитектуры и немалых капиталовложений. Одним из решений оптимального использования барокко в современном интерьере дизайнеры называют стилизацию.

Дмитрий Сикорский, руководитель дизайн-студии Дмитрия Сикорского:

Барокко - весьма специфический стиль. С одной стороны это квинтэссенция роскоши и уюта, При этом очень понятный для людей стиль, но с другой, - пожалуй, нет другого такого стиля, на который бы не набрасывались воинствующие эстеты. Дело в том, что, работая в этом стиле, дизайнер рискует создать нечто китчевое и безвкусное. Ведь в современных условиях практически нет шансов создать интерьер в стиле барокко, обладающий высокими художественными достоинствами.

Барокко - очень затратный стиль, поэтому в коммерческих объектах реализуется крайне редко. Единственный, по моему мнению, достойный внимания объект, реализованный на территории постсоветского пространства – ресторан «Турандот» в Москве. В этом проекте автору удалось сделать весьма убедительный интерьер.

Что же касается личного опыта, то мне по вкусу обставлять нейтральные интерьеры настоящими вещами ХVIII века, но это возможно только в приватных интерьерах. В коммерческих же пространствах, я считаю, возможно использование только некоторых элементов этого стиля – реплики декоративных мотивов, мебель, люстры и т.д.

Категория: Мои статьи | Добавил: рудик (11.02.2011)
Просмотров: 2166 | Теги: стиль барокко, дизайн интерьера, отделка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [17]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •             статистика Яндекс.Метрика