1. Как Вы можете оценить развитие рынка дизайнерских услуг в Украине в
первой половине нынешнего года? Можно ли говорить об отличиях в сравнении с
аналогичным периодом минувшего года?
- Рынок дрогнул,
но устоял,– недавние экономические неурядицы способствовали незначительному
уменьшению количества или, скорее, отсрочке некоторых заказов. В структуре
спроса на дизайнерские услуги, вероятнее всего, чуть больше осталось объектов
коммерческих и чуть меньше - жилья. Коммерческий объект (ресторан, гостиница, бутик)
должен «возвращать» вложения,– для этого интерьер купленных или арендованных
площадей должен быть вовремя и надлежащим образом оформлен.
2. Какие тенденции были присущи рынку в первом полугодии 2010 года?
- Заказчики всё
больше понимают, а дизайнеры всё больше вспоминают, что интерьер – категория
экономическая. Не в том смысле, что дизайн может быть дорогим и не очень, а в
том смысле, что грамотно комплексно решая интерьерно-планировочную задачу,
можно достичь увеличения вместительности ресторана или кафе, сделать его
приятным для пребывания, добиваясь тем самым гарантированной посещаемости
заведения и стабильной экономической выгоды его владельцам.
3. Каким образом кризис оказал влияние на развитие рынка дизайнерских услуг
в Украине? Стало ли меньше работы у дизайнеров и архитекторов?
- На периферии
уменьшение количества работы у архитекторов и дизайнеров гораздо более ощутимо,
чем в столице. Подход заказчиков к дизайнерскому решению, к подбору материалов
и мебели для интерьера почти не изменился, но стал более прагматичным.
4. Каковы были особенности развития частного и коммерческого сегментов?
- В коммерческом
сегменте мы недавно столкнулись с заказом, который нас очень настойчиво просили
выполнить в четыре раза быстрее, чем обычно. Это было связано с тем, что за
аренду помещения заказчик уже вынужден был платить, а дохода ещё не было.
Раньше скорость возврата вложенных ресурсов не была настолько критична. В
частном (некоммерческом) сегменте проявились «сомневающиеся» и «передумывающие»
заказчики. Первые гораздо больше времени тратят на то, чтобы решиться заказать
дизайн -проект дома или квартиры. Вторые останавливаются на стадии
подготовленного эскизного предложения и рискуют реализовывать предложенные
идеи, доверяя их воплощение строителям.
5. Какие требования к дизайну внутренней среды выдвигает сегодня заказчик:
- каким хочет видеть интерьер своего
офиса, ресторана, магазина корпоративный клиент?
- офис, по-прежнему,
кроме того, чтобы быть функциональным и удобным, должен показывать как
состоятельность (а следовательно, надёжность), так и креативность хозяев.
Ресторан должен приносить прибыль, поэтому обязан стать популярным и
привлекательным для клиентов, и его интерьер – по прежнему довольно действенное
средство для этого.
- каким хочет видеть интерьер своего
жилья частный заказчик?
- кроме не
снижающегося внимания к вопросам эстетики, сегодня к жилью предъявляются всё более чётко артикулируемые и многообразные
требования современного технического обеспечения. Это продуманные системы
компьютеризации и локальных домашних сетей, в том числе безпроводных, кабельные
и спутниковые телесети, домашние кинотеатры с высококачественным многоканальным
аудиообеспечением, мультирумы, кухонное оборудование и независимое обеспечение
горячей водой и водой, пригодной для питья, повысившиеся требования к
кондиционированию (многорежимные конвекторы), альтернативным вариантам и зонам
отопления (тёплые полы и многообразие водяных, конвекторных и электрических
радиаторов), трапы и системы защиты от затопления…
6. Каковы перспективы у рынка дизайнерских услуг во втором полугодии
нынешнего года?
- если не
радужные, то, по крайней мере, оптимистические: спрос должен повышаться, и на
периферии – тоже. Александр Рудаков
|